В рамках проекта Народный театр — детям! 9 апреля 2021 года состоялся круглый стол на тему “Сохранение и актуализация традиционной народной культуры в Ленинградской области”. Участники мероприятия обозначили актуальные проблемы федеральной, региональной и городской политики в области изучения, сохранения и возрождения традиционной народной культуры.
Слово законодателям
В центр внимания участники поставили обсуждение законопроекта”О государственной политике области в сфере сохранения и актуализации традиционной народной культуры Ленинградской области”. Подобные законы уже приняты и работают в ряде субъектов Российской Федерации.
Есть важные подвижки и на федеральном уровне. Государство начинает строить системные возможности для сохранения и обеспечения доступности для всего народа подлинных образцов народной культуры, которые сохранены усилиями ученых-фольклористов. Внесенная в Конституцию в 2020 году статья 69 содержит положение о защите государством культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и гарантиях сохранения этнокультурного и языкового многообразия. В апреле 2021 года президент РФ поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Председатель комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты Ленинградской области Вероника Сергеевна Каторгина обратилась к словам В.В. Путина, прозвучавшим в его выступлении 30 марта 2021 года. Глава государства сказал, что полюбить родину молодые поколения смогут только в том случае, если будут знать ее во всем многообразии природы, географии, истории, культуры и традиций народов России.
В этом контексте законопроект, инициированный в Ленобласти, приобретает особую значимость. Инициировала его депутат Законодательного собрания Ленинградской области, Валерия Анатольевна Коваленко. Законопроект два года назад уже был внесен в областной парламент, но выявилось множество доработок. Второй заход начался с глубокого экспертного обсуждения.
Обращаясь к участникам круглого стола, В.А. Коваленко коснулась первооснов. “Патриотизм, по моему мнению, начинается со знания своих корней, своей исторической родины, с понимания, откуда и зачем ты пришел”, – считает депутат. Отдельно она отметила, что стоило бы прийти к единой терминологии, то есть к одному пониманию того, что считать фольклористикой. Владимир Станиславович Петров, первый заместитель председателя Общественной палаты Ленинградской области, член комиссии по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту заметил, что “правовая база необходима для развития любого вида деятельности и культуры, в первую очередь”. “Разногласия может разрешить только закон”, – полагает В.С.Петров. По мнению Галины Владимировны Лобковой, кандидата искусствоведения, зав.кафедрой этномузыкологии, заместителя начальника по научной работе Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, отметила, что “принятие этого закона действительно позволит выйти на новый уровень в сфере сохранения и возрождения
нематериального духовного наследия и этнической культуры Ленинградской области”. Она обратила внимание важность придания должного статуса научной деятельности в этой сфере. Антонина Александровна Дорогова, генеральный директор компании “Волховская роспись”, порекомендовала привлечь юридическую экспертизу для детальной проработки понятий и создания таких формулировок, которые будут правильно работать на благо традиционной народной культуры Ленинградской области и народов населяющих ее сегодня.
Экспертное обсуждение, начатое в рамках круглого стола продолжится еще неделю. За это время будут собраны все предложения. Далее примерно за три недели предполагается доработать текст законопроекта и внести его на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области.
В чем трудность приобщения россиян к традиционной культуре?
Елена Владиславовна Киселева, этномузыколог-практик, автор социально-ориентированных проектов в области актуализации традиционной народной культуры, кандидат искусствоведения, руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза и член Общественной палаты Ленинградской области обратила внимание присутствующих на тот факт, что в условиях, когда естественный механизм передачи традиции – из уст в уста – нарушен, выход видится только в соприкосновении с подлинными формами культуры: фольклорно-этнографическими материалами и сохранившимися на местах очагами народных традиций, их носителями. “Это должно быть комплексное освоение – одними фестивалями и праздниками не обойтись”, необходимо ребенка, молодого человека погрузить в среду традиционной культуры.
Важность задачи обеспечения широкого доступа к подлинным образцам традиционной народной культуры как части нематериального культурного наследия с применением современных информационных технологий отметила Галина Владимировна Лобкова. Она акцентировала внимание на важности научной деятельности, как базы для описания объектов нематериального культурного наследия. Галина Владимировна с сожалением констатировала, что “результаты многолетней экспедиционной работы многочисленных организаций на территории Ленинградской области не обобщены и не описаны”. Искусствовед также подняла вопрос широкой доступности имеющихся материалов. По ее мнению, информационные технологии дают для этого новые возможности, но они в полной мере не задействованы.
“Задача по обеспечению доступа к имеющимся фольклорно-этнографическим материалам сегодня требует от нас совершенно другой вооруженности. Это не только публикации, то есть тиражирование информации в виде сборников, в виде мультимедийных дисков, которые тоже сейчас уже устарели, нам необходимо входить в информационное поле с представлением полноценных материалов, позволяющих сформировать суждение о том, в каком состоянии данное наследие находилось на момент экспедиционной работы, в каком состоянии сегодня находится тот или иной очаг нематериального культурного наследия. И это должен быть сайт с представление полного списка объектов, постоянно пополняемый сайт, не просто презентация”, – уверена Г.В.Лобкова. Такой формат, по ее мнению, позволит пробудить “соучастие, диалог, дискуссию, инициировать общение, чтобы молодые люди, вооруженные гаджетами, могли погружаться в систему сбора и хранения образцов традиционной народной культуры и самостоятельно что-то изучать, проводить исследования, проводить работу по воссозданию и возрождению образцов нематериального культурного наследия, основанную на подлинных материалах”.
Лучший возраст для освоения фольклора – как можно раньше
Наталия Владимировна Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, рассказала о развитии гибких навыков с помощью традиции. Softskills неразрывно связаны с коммуникацией, а в традиции ребенок рос в постоянном общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, рос в общности: “Этому способствовала многодетная семья, где старшему ребенку было 20, а младшему – 2, игровое сообщество, молодежное общение на вечерках. В традиционной культуре была выстроена самоорганизующаяся воспитательная система, где ребенок учился общаться с людьми разных возрастов”. Также фольклорная традиция помогает искать выход из проблемных ситуаций, принимать нестандартные решения. На развитие смекалки и сметливости направлено устное народное творчество – сказки, пословицы и поговорки, замысловатые вопросы и загадки.
Наталья Владимировна отметила, что важно доносить до детей смыслы и ценности традиционной народной культуры: “Часто мы даем только красивую обертку, поверхностную часть, а в глубину мы сами не заглядываем, и нашим детям не даем этой глубины”. В быстроменяющемся мире фольклор учит постоянно расти, развиваться, меняться, искать выход из любой ситуации и находить пятое колесо в телеге”. По мнению Натальи Владимировны, чтобы привлечь подростков в фольклор “необходимо вовлечение в деятельность. Будь то танцы и игры на вечерках или декоративно-прикладное искусство. Подросток не должен чувствовать себя сторонним наблюдателем, важно, чтобы он оказался внутри традиции”.
Масштабный разрыв Протоиерей Андрей Битюков, настоятель храма во имя св. мученицы Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии СПбГМУ им. И. П. Павлова, высказал мнение о том, что общая тенденция современных стандартов воспитательного процесса оставляет ребенка вне красоты и богатства исконных традиций.
Все духовное воспитание направлено на то, чтобы ребенок стал “любящей, одаренной, богатой личностью, которая может отдавать, которая может любить, которая может что-то передать”. Наиболее удачным инструментом такого воспитания для отца Андрея стал семейный театр, в котором “первыми актерами у нас были дети и уже их друзья”.
Отец Андрей отметил, что в России не хватает доступности фольклора. По его мнению, разрыв россиян со своей собственной культурой значительно более масштабный, чем об этом принято рассуждать. Человек отделяет себя от своей родной культуры, стесняясь назваться вепсом или ижорой, так же, как отделяет себя от церковной жизни, куда зачастую попадает лишь на праздники. Аналогично, встреча с традицией происходит чаще всего в формате концерта «развесистой клюквы”, которую со сцены легче воспроизвести. “Задача в том, чтобы каждый ребенок не воспринимал это для себя как нечто внешнее”, а имел собственный опыт проживания в традиции, как отметил отец Андрей. “Тогда можно сказать о том, что погружение и в фольклор, и в духовную жизнь, пройдет более успешно”. Алексей Сергеевич Шишигин, старший преподаватель кафедры режиссуры и актёрского мастерства театра кукол Российского государственного института сценических искусств, артист уличного театра “КукАртель”, рассказал об одном из тренингов на факультете: студентам предлагают показать какую-то работу с воображаемым предметом. “Девочки, например, начинают красить ногти, мальчики – отправлять СМС. А когда говоришь, что колоть дрова или мыть пол – это прекрасный труд, видишь удивление и отрицание”, – поделился преподаватель. Особенно с учетом того, что в современной школе дети уже не
дежурят по уборке класса, как это было в советские времена. Но постепенно в процессе занятий студенты приходят к пониманию того, какую радость может приносить человеку обыкновенный физический труд.
Алексей Сергеевич уверил, что уважение к труду и понимание его ценности должны прививаться в семье. Фольклор может способствовать такому воспитанию, потому что в нем все связано с практической деятельностью.
Сегодняшние практики и перспектива
Если раньше летняя практика студентов консерватории представляла собой фольклорные экспедиции по сбору материала, то сегодня мы переориентируем эту практику в форму творческой лаборатории, полевой лаборатории. Проводим встречи с заинтересованными людьми – это специалисты или волонтеры или коллективы художественной самодеятельности, которые занимаются воссозданием народных песенных, инструментальных, хореографических традиций на местах. Для них мы готовим специальные программы, передаем копии материалов, записанных в этих местах”. Такой опыт был у студентов консерватории в 2013-2015 годах во время экспедиции на реку Устью (Архангельская область). Идею, по словам Г.В.Лобковой, поддержали в местном краеведческом музее, где создан фонограммархив материалов, переданных различными исследователями (в том числе и Санкт-Петербургской государственной консерваторией), издаются сборники не только научные, но и репертуарные. В районном доме культуры существовал центр традиционной народной музыкальной культуры и ремесел. Сейчас его судьба под вопросом из-за дефицита финансирования. “Я общалась с руководителями этого центра, специально для жителей этого села мы провели концерт”, – рассказала Г.В.Лобкова.
Другой пример возвращения образцов традиционной культуры, собранных, изученных и реконструированных этномузыкологами известен на юге России в Воронежской, Белгородской, Курской областях. “Профессор Воронежского института искусств Галина Яковлевна Сысоева вместе со студентами воссоздает подлинные образцы народных песен, костюмов, облачает все это в жанр вид народной драмы и привозит этнографические спектакли в те села, откуда были записаны эти песни, проводят премьеры на месте сбора, – рассказала Г.В.Лобкова.
По словам Галины Владимировны, возвращение образцов народной культуры в места их былого бытования – это уже тенденция. Елена Ивановна Гордеева, член Общественной палаты Киришского района и директор некоммерческой организации “Центр поддержки семьи”, рассказала о том, как в Киришах возрождаются и развиваются традиции создания захожского (киришского) кружева и как это помогает привлечь туристов в город. Здесь реализуется и программа, связанная с развитием туризма в Киришском районе. В районе дважды – летом 2019 и 2020 годов – проводился ремесленный фестиваль. Традиционным является и кружевной бал, который пройдет в сентябре в г. Санкт-Петербурге. Совместно с администрацией Киришского муниципального района Центр также участвует в проведении захожских гуляний на родине киришского кружева – в селе Мотохово.
Занимаясь разработкой туристических маршрутов, в Киришах поняли, что только возможностью увидеть местное кружево привлечь постоянный поток туристов будет сложно, ведь Кириши – промышленный город. “Хотя мы создали свой музей – культурно-исторический центр ремесел “Светёлочка” – только ради него турист к нам не поедет”, – подчеркнула Е.И. Гордеева. И тогда возникла идея внедрить узоры местных кружевниц в городскую среду. В рамках программы “Кружевной город” при содействии комитета по туризму Ленинградской области в декабре 2020 года “Центр поддержки семьи” установил в сквере “Семейный” шесть скамеек с изображением уникальных узоров захожского кружева. Рисунки буквально повторяют плетения бабушек и прабабушек жителей района.
Наталья Моисеевна Калашникова, доктор культурологии, заслуженный деятель науки РФ, член Санкт-Петербургского Союза художников, заведующая отделом Российского этнографического музея (РЭМ), профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна предложила учредить в Ленинградской области новый конкурс – конкурс традиционного костюма народов, проживающих в Ленинградской области. Это и славяне, и финно-угорские народы, и саамы. Коллекции могли быть, по мысли эксперта, представлены “в трех номинациях – “Этнографический костюм”, “Сценический костюм”, “Дизайнерский костюм” (предполагающий использование традиций в моделировании).Н.М.Калашникова обратила внимание присутствующих на то, что фестивалю-конкурсу должны предшествовать семинарские занятия. И Российский этнографический музей их может организовать для руководителей клубов и мастерских, где будут выполнять работу по созданию традиционных костюмов.
Круглый стол организован в рамках проекта Народный театр — детям! Освещение мероприятия ведет Мультимедийный студенческий пресс-центр на научной конференции при содействии Общественной палаты Ленинградской области. Проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.
Александра Осипова, Рауф Шумяков, Анастасия Передреева, Софья Владыкина, Елизавета Богданчикова, Наталия Михальченко.